Цель биологического образования на нынешнем этапе - это подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности. Современный человек, независимо от того, какой вид деятельности предпочтет для себя в будущем, должен уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде. Он должен обладать экологической культурой и прекрасно ориентироваться не только в биологической, но и в пограничных с ней областях знаний. Для этого необходимо знать биологические термины, понятия, теории и обязательно владеть навыки их практического применения в различных областях. В связи с этим проблемы современной школы и биологии в частности сегодня неотъемлемы от проблем и жизни общества.
Прошло то время, когда биология оставалась на втором плане в ряде школьных предметов, рассказывала о цветках и зверюшках и имела статус некой экзотики. Сегодня биология - это проблемы экологического кризиса, резкого роста числа заболеваний, исчезновения малых и больших биотопов с их обитателями, загрязнение акваторий. И проблемы эти встают не где-то далеко, как мы долгие годы думали, а у нас дома - в России. Решение всех этих проблем невозможно без всеобщей экологической грамотности.
Без школьной биологии вряд ли удастся вселить в сердца школьников добро и милосердие, тем более воспитать личность. Со знанием этого предмета во многом связано становление мировоззрения современного человека.