С 1 сентября 2023 г. школа реализует единую модель профориентационной деятельности (профминимум). Однако следует отметить, что плодотворная профориентационная работа среди подростков проводилась и ранее.
В 6–9 классах осуществляется формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.
В 10–11 классах – развитие готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению.
Младшие школьники и обучающиеся 5 классов также привлекаются в разные профориентационные мероприятия, связанные со знакомством школьников с миром профессий и формированием у них понимания важности правильного выбора профессии.
Одним из ключевых профориентационных проектов, который помогает организовать взаимодействие родителей, детей, педагогов, социальных партнеров, является федеральный проект «Билет в будущее», в который школа включились еще в 2023 году.
В данном проекте в 2023-2024 учебном году был зарегистрирован 1 педагог-навигатор. Обучающиеся привлекались к прохождению диагностик с целью получения индивидуальных рекомендаций по построению образовательно-профессиональной траектории с учетом уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей.
Система профминимума в школе представляет собой тесное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, а также единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, который включает в себя направления:
- реализация профильных предпрофессиональных классов (информационно-технологического, социально-экономического, химико-биологического профилей), ориентированных на востребованные профессии на рынке труда и предпрофильных (математических и менделеевских) классов;
- урочная деятельность осуществляется через профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, на которых рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности, например, на уроках учебного предмета «Труда» в рамках модуля «Производство и технологии»;
- внеурочная деятельность представлена циклом профориентационных занятий «Россия – Мои горизонты» (проведение занятий организовано с 1 сентября 2023 г. еженедельно по четвергам);
- реализация практико-ориентированного модуля – это экскурсии на производство и в компании, посещение лекций (лекториев) в образовательных организациях СПО и ВО, профориентационных выставок, профессиональных проб, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, потенциальными работодателями, события с участием профессиональных сообществ, бизнеса, прохождение профильной практики, участие в профориентационных играх, профессиональных чемпионатах, конкурсах и др, а также сетевые программы профориентации совместно с колледжами, вузами;
- дополнительное образование подразумевает выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей;
- вовлечение семьи в профориентационный процесс – взаимодействие с родителями или законными представителями через родительские собрания, участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий, а также психологическое сопровождение выбора профессии.
По всем представленным направлениям ведется целенаправленная и трудоемкая работа администрации, учителей, классных руководителей с целью индивидуализации профориентации и для углубленного знакомства обучающихся с возможностями своего региона в сфере профессионального самоопределения.
Информация о поступлении в военные вузы, учебные заведения МВД, МЧС, ФСБ