Наставничество – это федеральная программа, реализуемая в образовательных учреждениях, которая предусматривает обмен опытом как учеников, так и сотрудников ОУ между собой по вопросам, касающимся личностного, образовательного и профессионального развития.
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.
Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в МОАУ «СОШ №47» – одна из ключевых задач образовательной политики школы.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в нашем учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.
Внедрение Целевой модели позволит создать условия для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся 11-19 лет, педагогических работников, включая молодых специалистов. Задачами внедрения Целевой модели в СОШ №47 являются:
− раскрытие потенциала каждого наставляемого;
− преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
− адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;
− повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, академических соревнованиях, проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах;
− создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (одаренные дети, дети с ОВЗ);
− формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
− развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной, самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);
− формирование предпринимательского потенциала, наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и акселерационных программах;
− создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
− адаптация учителя в новом педагогическом коллективе;
− плавный «вход» молодого учителя в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;
− формирование открытого и эффективного сообщества вокруг
Школа, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. Этими положениями определяется необходимость разработки и реализации Программы.
Участники Программы:
- молодые учителя в возрасте до 35 лет, проработавшие в МОАУ «СОШ №47» города Оренбурга не более трех лет;
- обучающиеся (от 10 лет) МОАУ «СОШ №47»;
- наставники (педагоги, обучающиеся МОАУ «СОШ №47», имеющие успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовые и компетентные поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования, наставляемого).
Уровни реализации Программы:
- внутриорганизационный
На внутриорганизационном уровне координацию внедрения целевой модели наставничества осуществляет – администрация МОАУ «СОШ №47».
Формы наставничества:
- «ученик-ученик»;
- «учитель-ученик»;
- «учитель-учитель»;
- «студент-ученик»;
- «работодатель-ученик»;